На автомобильном рынке приходится сталкиваться с распространенным мнением, что приобретение нового автомобиля у "серого" дилера однозначно рискованное мероприятие, а в салоне официального дилера — нет. Безусловно, рисков при покупке у официалов значительно меньше, так как их деятельность во многом регламентирована представительствами марок в России, ими же контролируется, и наказанием за нарушение правил может быть даже расторжение дилерского контракта. Однако в любом, даже самом именитом и старом автосалоне официального дилера работают обычные люди, которые руководствуются теми же пожеланиями, что и большинство обычных людей, — побольше заработать и при этом нести поменьше ответственности за свою деятельность и ошибки. В этой статье хотелось бы отметить ряд проблем, с которыми сталкиваются покупатели новых иномарок у официальных дилеров.
Самая распространенная ситуация, с которой сталкивается ничего не подозревающий покупатель, это приобретение нового, но восстановленного после получения повреждений автомобиля. При перевозке, разгрузке с автовозов или перемещениях на стоянках повреждения машин возникают очень часто. Известен случай, когда продавалась Suzuki Grand Vitara с полностью замененной передней частью — крыльями, бампером, радиатором, подвеской. Конечно же, покупателю о печальном прошлом его нового автомобиля никогда не сообщается.
Есть ряд очень известных и успешных автосалонов, которые сообщают по телефону некорректную информацию (наличие, цены, комплектации, кредитные или иные условия приобретения), пытаясь любой ценой заманить клиента в шоурум. Непосредственно в салоне клиента уже никто не обманывает, но в результате грамотной психологической обработки его подводят к покупке того автомобиля, что имеется в продаже в настоящий момент или ожидается в ближайшее время, а вовсе не того, о котором шла речь во время телефонного общения и который изначально хотел приобрести клиент.
Несмотря на то что цена у всех официальных дилеров должна быть одинаковой, некоторым покупателям приходилось неоднократно сталкиваться с обратным. Во-первых, дилеры, у которых финансовое положение не очень стабильное, могут опустить цену ниже рекомендованной представительством для решения каких-либо внутренних задач, во-вторых, представительства заводов котролируют это не так жестко, как раньше, давая дилерам возможность выжить. Бывает, что дилеры завышают цену. Например, Toyota Land Cruiser 200 2008 года выпуска стоила 2 427 000 руб., а 2009 года — 2 780 000. Есть определенные цвета и комплектации последних машин 2008 года, на которые дилеры поднимают цену и продают их уже за 2 650 000 руб. Или другой пример: еще до начала кризиса, в период массовых очередей, один из московских дилеров Mazda реализовывал Mazda 3 на 500 у.е. дороже прайсовой, единой по всей стране цены, аргументируя это тем, что автомобиль выкупался у субдилера в регионе и имеются затраты по ее доставке в Москву, то есть якобы дополнительные средства берутся за проведенную работу, на деле же ничего подобного не было. В этом легко убедиться по отметкам в ПТС, где записываются все лица владевшие данным автомобилем.
К сожалению, в период изменения цен даже официальные дилеры не придерживаются прописанных в договорах цен. Сделав предоплату и прождав какой-то период, не очень приятно оплачивать авто по новой, как правило, более высокой цене. Особенно когда заказ осуществлялся в период акции и найти автомобиль со скидкой в другом салоне уже невозможно.
Известна ситуация, когда на автомобили со сроком поставки 1-2 месяца дилер INFINITI прописывал в Договоре не предоплату, а задаток, тем самым повышая ответственность каждой из сторон в случае невыполнения оговоренных условий. И сам же отказывал в поставке одной из заказанных машин, мотивируя это мировым кризисом и не компенсируя положенной неустойки. Притом можно быть уверенным, что любой клиент, отказавшийся выкупить автомобиль, задаток бы потерял. Письма в представительство ни к чему не привели, судиться же по причине неуверенности в исходе и отсутствия времени никто не стал.
В связи с вышеупомянутым кризисом все чаще стала появляться информация о проблемах с получением предоплаченных машин или возвратом предоплаты. Люди по несколько месяцев ждут получения «живого» автомобиля, пока дилер решает свои финансовые проблемы. В лучшем случае, автосалон честно об этом предупреждает, как например дилер Cadillac в Екатеринбурге: «Авто можно посмотреть, но забрать по привлекательной цене можно только спустя два месяца после оплаты». Многие, наверное, сталкивались с тем, что дилер выкупает ПТС на деньги клиента, и хорошо, если интервал между оплатой и получением авто соответствует договоренностям. Часты случаи и откровенного несоблюдения сроков поставки, когда автомобиль выдается более нужным клиентам.
Очень важно, заказывая автомобиль и фиксируя в договоре код цвета, убедиться в соответствии ожиданий и реального цвета кузова на стенде или конкретном автомобиле. Часто оттенок по каталогу не соответствует действительности. То же самое нужно иметь в виду при получении автомобиля. Не всегда заявленный список опций есть в машине. Особенно это касается немецких авто, где нет стандартных комплектаций и выбор оснащения очень велик. К сожалению, встречаются случаи откровенного разукомплектовывания автомобиля. Бывает, что вместо двух аккумуляторов стоит один, из двери вынута одна колонка, известен даже случай отсутствия сигнального устройства.
До кризиса, когда очереди были по несколько месяцев, а то и лет, существовала распространенная практика продажи очередей, в которых участвовали сами сотрудники салонов. Машина, которая идет непосредственно под конкретного покупателя, отдается другому клиенту, который заплатил сверх дилерской цены. Очень налажен был такой «бизнес» среди продавцов японских марок Toyota, Nissan, Honda, Lexus. Переплата за возможность обладания Тойота Ленд Круизер 200 черного цвета с турбодизельным двигателем в 2008 году составляла до 800 000 рублей. И сейчас не редкость, когда на ходовые позиции устанавливается дополнительное оборудование, без которого приобрести машину невозможно. Мало того, что оно стоит у дилера неоправданно дорого, — некоторые из них дают гарантию на него до полугода, тогда как у независимых, профессиональных установщиков она составляет от года и более.
Стоит обратить внимание также на откровенное манипулирование информацией в интересах менеджеров. Например, часто говорится о потере гарантии в случае приобретения авто в сером, неофициальном салоне. Никто не обращает внимания на то, что этот автомобиль приобретался несколько ранее в том же дилерском центре. Менеджеры также угрожают лишением гарантии при установке дополнительного оборудования не у них. В действительности эти угрозы ничем не обоснованы (читайте о том, как автовладельцы отстояли право сохранения гарантии на автомобиль при обслуживании у неофициальных дилеров
http://www.avterra.ru/news/2009-12-09.html). Ну и, разумеется, самое обычное дело — яркая демонстрация достоинств своего автомобиля и недостатков другого, конкурирующего. Оговоримся, что речь идет о недобросовестном, неточном информировании, ведь плюсы и минусы есть у каждого, даже очень дорогого автомобиля.
Завершая, призываем всех покупателей быть внимательными, не лениться внимательно читать договор, задавать вопросы, проясняя ситуацию и условия сделки, оплачивать полностью автомобиль и допоборудование только после его тщательного осмотра и, конечно же, не бояться отстаивать свои интересы всем доступными законными способами.
http://toyota.avterra.ru