что можно и нужно сделать еще:
1. Тюнинг, влияющий на проходимость:- импортная грязевая резина на 33" или 35", наподобие BFGoodrich Radial Mud Terrain (M/T), Cooper Discoverer STT/ST, Dunlop Radial Mud Rover, General Tire Grabber MT, Goodyear Wrangler MT/R, Mickey Thompson Baja CLAW Radial, Pirelli Scorpion MUD.
Как отличную универсальную резину можно поставить BFG All Terrain T/A размерами 33x9.5R15 или 33x10.5R15. Ширина 12.5" уже довольно большая и для нее по-хорошему нужны специальные диски, возможно даже с проставками, а шины шириной 9.5" или 10.5" практически соответствуют штатной ширине 235 и 265.
Да и грязевая (MUD, M/T) резина далеко не всегда нужна, часто ее может заменить комплект хороших цепей. Тем более, что проходимость с цепями иногда ГОРАЗДО (!!!) лучше, чем на M/T резине. Цепи хорошо роют, а на очень скользкой поверхности, на льду им вообще нет равных. С правильными цепями (Сотами) у авто хорошая боковая устойчивость. Единственный минус цепей - надо тратить время на их надевание;
- лебедка. Увы, только электрическая, для механической нужен вал отбора мощности, а у Hilux, к сожалению, его в раздатке нет. Очень неплохо, когда лебедка съемная, и есть возможность снять её в городе или поставить на задний бампер, чтобы лебедиться назад. Есть еще гидравлические лебедки, но они довольно дороги и сложны в установке и подключении. Зато все они очень мощные и работают, пока работает двигатель, а не съедают аккумуляторы за несколько минут, как электрические! Многие опытные трофисты рекомендуют съекономить на дорогой резине, зато установить хорошую лебедку;
- силовой бампер с площадкой под лебедку. Также защищает от крупных веток при движении по бездорожью. Самые лучшие бампера - фирменные ARB, только они довольно дорогие;
- удлинители к лебедке в виде стальных тросов, скрепляемых шаклами;
- стропа корозащитная. Нужна обязательно, чтобы не губить деревья!
- стропа динамическая на много тонн. Необходима для выдергивания из засады одного джипа другим джипом (трактором, грузовиком, ..);
- хай-джек. Реечный дократ для быстрого поднятия машины. Также может использоваться в качестве ручной лебедки;
- шноркель (а не шнорХель, см. англ. словарь snorkel ['snо:k(э)l] [n мор.] ). Он же воздухозаборник, вынесенный на уровень крыши автомобиля. Если двигатель хлебнет воды при переправе через лужи и мелкие реки, то гидроудар обеспечен. Также вывести сапуны всех агрегатов из-под днища в воздухозаборный тракт, высшей точкой которого будет крыша;
- мосты с жесткими межколесными блокировками дифференциалов, включаемые вручную. Как вариант, можно поставить новые фрикционные прокладки на родную LSD-блокировку, и еще примерно на 40 тыс. км её хватит. Потом LSD блокировка уже становится неэффективана и прокладки надо менять снова. Еще очень неплохой вараинт нежесткой автоматической блокировки: Detroit Truetrac.
В передний мост никакие автоматические (кулачковые, LSD и прочие) блокировки ставить нельзя. Иначе это сильно изменит поведение машины на дороге на 4WD, а также послужит быстрому износу или выходу из строя ШРУСов или полуосей. Причем поломка будет в самый неподходяжий момент на бездорожье. Только включаемые вручные.
Дифлоки, включаемые в ручную - самый надежный вариант: заблокировал - проехал - разблокировал;
- лифт кузова и подвески. Только для резины на 35", машина и так достаточно высоко сидит для 33". Лифт кузова (body lift) обычно самый простой, заключается в подъеме кузова над рамой и выполняется с помощью простовок (самодельщики иногда используют даже хоккейные шайбы). Лифт подвески (suspension lift) намного сложнее, дороже, но может дать отличный эффект, как например, дополнительный (в независимости от диаметра колес) подъем рамы над уровнем земли. С помощью этого способа можно также увеличить ход подвески, что очень положительно скажется на проходимости машины, а также на комфорте при езде по бездорожью;
- компактная бензопила. Очень влияет на проходимость по лесу. Качественные импортные бензопилы сейчас доступны по ценам, очень компактны, легки и имеют огромную скорость работы.
2. Тюнинг, влияющий на надежность:- каркас безопасности из мощных труб. Тоже понятно зачем. На все более-менее серьезные соревнования джипы (и вообще машины) допускаются только с ним. Если бы он был, последствий падения небольшого дерева на крышу вообще бы не было;
- AGM аккумуляторы (в народе "гелевые"). Более надежны чем обычные, в холода меньше теряют емкость, допускают полную разрядку без потери емкости, но бояться перегревов и перезаряда;
- заменить все резинки в подвеске (втулки, сайлентблоки,..) на полиуретан. Полиуретаные детали отличаются высокой абразивной стойкостью, эластичностью, устойчивостью к большинству органических растворителей (моторные и трансмиссионные масла, бензин, дизельное топливо, керосин, спирт), к озону, ультрафиолетовым лучам, морской воде. Но это всё про качественный полиуретан, некачественный будет жить гораздо меньше оригинальной резины;
- установка тюнинговых рессор с большим ходом. На самом деле рессорную подвеску при большом желании даже можно заменить и на пружинную, но хорошие рессоры почти ничем не будут уступать пружинам;
- амортизаторы Rancho RS9000 либо газовые Koni;
- два троса натянутые от переднего бампера к крыше авто (веткоотбойники). Являются очень полезной защитой. Во время езды по заросшим дорогам они здорово спасают лобовое стекло от ударов сучьев и веток. Правильно установленные растяжки не мешают открывать капот. Необходимо учесть, что конструкция изгибается под давлением веток, поэтому между стеклом и растяжками должно быть расстояние не менее 10 см. Не следует применять трос тоньше 6 мм так как давление веток бывает довольно значительно, но главное, тонкий трос небезопасен при езде. Хорошо, когда на растяжке имеется приспособление для выборки слабины троса, и сами тросы легко снимаемы.
3. Тюнинг для удобства, комфорта, и т.д.:- расширители колесных арок. На Hilux в кузове LN106 без расширителей арок даже из под колес обычной ширины (215) вся грязь летит на бока и крышу автомобиля. Помыл машину, проехал по луже, машина опять грязная. При установке более широких (235, 265, ...) колес ситуация усугубляется на порядок и при проезде даже по небольшой грязи она сразу же покроет слоем в несколько сантиметров всю машину. Фирменные расширители и пороги стоят порядка 2000 у.е. (сколько раз можно помыть машину за такие деньги? 2000*30/60=1000 раз), поэтому обычно ставят самодельные расширители колесных арок из пластика или транспортерной ленты;
- демонтировать кондиционер и использовать его компрессор для выравнивания давления в шинах при движении по различным типам земной поверхности.
Хотя это плохое решение, без кондиционера летом невыносимо жарко, спасибо глобальному потеплению, поэтому лучше его оставить, а установить механический компрессор-нагнетатель, приводимый в действе двигателем через ремень. У обычных электрокомпрессоров слишком малая мощность и производительность. А те, у которых хорошая производительность, очень дорогие.
Как вариант, в кузов ставится ресивер атмосфер на 10-30, больше уже небезопасно, да и не каждый компрессор накачает такое давление. Ресивер например от камаза, автобуса или вообще огнетушитель. Накачивается обычным электрокомпрессором 12V, который способен нагнетать такое давление. Можно поставить датчик давления и реле. Соответственно, в ресивере автоматически всегда поддерживается давление, которое, помноженное на объем ресивера, мигом поднимает давление в шинах. А главное, с ресивером есть возможность забортировать безкамерное колесо!
- пластиковый тент на кузов, с окошечками и закрывающимися дверьми. Пикап Hilux практически превращается в универсал 4Runner, не теряя преимуществ в ходовой части, а весь груз в кузове берет под охрану сигнализация;
- омыватели фар. Чтобы постоянно не протирать их когда на дорогах вода и грязь;
- спутниковый телефон, желательно с функцией передачи данных, для путешествий по бескрайней Сибири, не покрытой базовыми станциями сотовой связи. Видели карту покрытия Европейских стран и России сотовой связью? Если нет, то советую посмотреть, чтобы понять размеры площади диких неосвоенных мест;
- ксеноновые фары, "люстра" на крышу автомобиля, противотуманки + замена генератора;
- фаркоп. Для перевозки прицепа.